Уход за шасси
Для надежной работы шасси вертолета необходимо систематически следить за состоянием и зарядкой амортизаторов и пневматиков, содержать шасси в чистоте и своевременно выполнять регламентные работы.
После полета ноги шасси необходимо протирать чистой сухой ветошью. Выступающие части штоков амортизаторов (хромированные поверхности) протирать тряпками, смоченными в бензине Б-70; затем на эти поверхности наносить тонкий слой технического вазелина. Перед полетом излишняя смазка со штоков удаляется ветошью.
При нарушении защитного слоя лакокрасочного покрытия на деталях шасси места повреждений зачистить наждачной шкуркой до металлического блеска, покрыть грунтом и закрасить перхлорвиниловой эмалью соответствующего цвета.
При стоянке вертолета на земле колеса шасси должны закрываться чехлами для предохранения пневматиков от керосина, бензина, масла и других жидкостей, а также для защиты от действия солнечных лучей, Солнечные лучи ускоряют старение резины, в результате чего на них появляется мелкая сетка трещин.
Перед каждым полетом внешним осмотром проверять состояние покрышек колес и давление в пневматиках.
К эксплуатации не допускаются независимо от сроков службы покрышки, имеющие следующие дефекты:
механические повреждения и проколы покровной резины с повреждением корда: для основных колес — более чем до третьего слоя корда, для передних колес — более чем до второго слоя корда;
истирание протектора по всей окружности до появления корда;
отслоение покровной резины;
расслоение в каркасе;
местные вздутия в любой части.
На покрышках не должны появляться вспучивания, трещины, разрывы и расслоение резины даже при давлении в пневматике, вдвое превышающем норму.
На ободы колес и покрышки наносятся метки по диаметру колеса для контроля смещения покрышки относительно обода, которое может привести к срезу зарядного вентиля камеры.
При обнаружении даже незначительного поворота покрышки относительно обода (по контрольным меткам) необходимо произвести демонтаж покрышки с колеса и тщательно проверить состояние камеры и убедиться в том, что на ней нет механических повреждений. Проверить, хорошо ли привернута гайка, прижимающая шайбу вентиля к камере, нет ли изгиба корпуса вентиля, так как даже небольшой изгиб нарушает правильную работу золотника и утечка воздуха через золотник будет неизбежной. Затем камеру накачать сжатым воздухом и убедиться в герметичности ее и золотника. В случае утечки воздуха через золотник вентиля его следует заменить. Смазывать золотник запрещается.
Перед монтажом пневматиков необходимо тщательно очистить обод от грязи и смазки, насухо протереть ветошью, осмотреть обод, камеру и покрышку. Внутреннюю поверхность покрышки и наружную поверхность камеры равномерно припудрить чистым сухим тальком. Тальк хорошо втирается в резину и остается на ее поверхности длительное время, являясь смазывающей средой между двумя трущимися поверхностями — покрыщкой и камерой.
При монтаже пневматиков необходимо следить, чтобы внутрь покрышки, на обод колеса и "камеру не попадали песок, мелкие камешки и другие твердые частицы, которые могут повредить резину. Камеру в покрышке нужно расправить так, чтобы она не перекручивалась и не попала на борт покрышки.
После сборки пневматик заряжается небольшим давлением до 2 кГ/см2, что дает возможность камере расправиться внутри покрышки и занять свое место. Затем воздух стравливается, и покрышка обстукивается деревянным молотком, после чего пневматик заряжается до давления 4 кГ/см2— для основных колес и 3,5 кГ/см2— для передних колес.
После установки пневматиков на вертолет проверяется их обжатие. Нормальное обжатие должно быть: для основных колес — 40 мм, для передних колес — 22 мм. Давление правого и левого пневматиков должно быть одинаковым.
При длительной стоянке вертолета под колеса необходимо подкладывать деревянные щиты или железобетонные плиты, так как в зимнее время пневматики будут примерзать к грунту и при страгивании вертолета с места возможны повреждения покрышек.
Запасные пневматики должны храниться в упаковке в помещениях при температуре 5—25° С и влажности воздуха 40—65%.
При установке колес на вертолет проверяется работоспособность тормозной системы. Давление воздуха в тормозной системе контролируется манометром в кабине пилота и должно быть 12 кГ/см2.
Эффективность торможения зависит от зазора между тормозной рубашкой и поверхностью колодок. Этот зазор регулируется при выполнении регламентах работ и должен быть в пределах от 0,3 до 0,4 мм (проверяется щупом в местах лючков).
При выполнении регламентных работ через каждые 100 ±5 ч налета вертолета необходимо снять и разобрать колеса шасси, заменить смазку в подшипниках колес.
При этом проверяется состояние подшипников колес, внутренней поверхности колеса, где устанавливается тормоз, состояние тормозных колодок и фрикционных накладок, полуоси и фланца фермы шасси.
На кольцах и роликах подшипников не допускаются трещины, потертости, наличие цветов побежалости. Не должно быть дефектов на полуоси и фланце фермы шасси. При разрушении войлочных сальников их следует заменить. Перед установкой новые сальники пропитываются маслом МК-22.
При обнаружении рисок, царапин на внутренней поверхности колеса, зацеплений о детали тормозного устройства колеса к эксплуатации не допускать. Проверяется также затяжка гаек болтов крепления тормозного барабана и в случае необходимости подтягиваются гайки ослабевших болтов. Тормозные накладки, у которых расстояние между головками заклепок и трущейся поверхностью менее 0,5 мм, подлежат замене.
При монтаже передних колес на вертолет гайку крепления заворачивать до появления сопротивления вращению колеса, после чего гайку следует отвернуть в обратную сторону на Vs оборота и, убедившись в легкости хода колеса, законтрить гайку. Гайки же крепления основных колес следует завернуть до упора.
Для смазки подшипников колес рекомендуется применять зимой и летом смазку НК-50, а при наружной температуре ниже —25° С применять смазку ЦИАТИМ-201. Обильно смазывать подшипники не следует, так как это может привести к замасливанию тормозных колодок. Если колодки замаслились, их необходимо промыть чистым бензином Б-70 и протереть насухо чистой ветошью.
Для обеспечения нормальной работы амортизаторов шасси необходимо регулярно проверять зарядку их жидкостью и газом. Перед каждым полетом проверяется зарядка амортизаторов по их усадке. При нормальном полетном весе выход штока амортстойки главной ноги шасси должен быть равен 50 мм, а штока амортстойки передней ноги — 35 мм (между торцом гайки и буртиком на штоке). Увеличение усадки амортизаторов шасси свидетельствует о малом количестве жидкости или о недостаточном давлении азота в них.
Недостаточное давление азота или малое количество жидкости в амортизаторах смягчает амортизацию, при этом происходит значительная просадка амортизаторов, а при грубых посадках вертолета — полное их обжатие, что может привести к поломке отдельных элементов конструкции шасси.
Если в амортизатор залито жидкости больше нормы, тогда при посадке давление воздуха будет расти до максимального значения при меньшем ходе поршня. Увеличение давления свыше нормального тоже делает амортизацию жесткой, а посадка вертолета сопровождается большими ударными нагрузками на шасси. Кроме того, жесткая амортизация может вызвать «земной резонанс» при рулении вертолета или при опробовании двигателей. Поэтому зарядка амортизаторов должна проверяться очень тщательно.
В случае увеличения усадки амортизаторов необходимо проверить манометром начальное давление азота в них. В свободном состоянии давление в амортизаторах должно быть: в основных — 56±1 кГ/см2, в переднем — 65±4 кГ/см2, в амортизаторе хвостовой опоры — 45± ± 1 кГ/см2.
Для проверки давления в амортизаторах вертолет устанавливается на подъемники. Если давление в амортизаторах соответствует этим данным, а видимая часть штока все же меньше, необходимо проверить количество масла АМГ-10 в них. При нормальной зарядке количество масла в амортизаторе главной ноги должно быть 760 см3, в амортизаторе передней ноги — 335 см3 и в амортизаторе хвостовой опоры — 35 см3. Если количество масла АМГ-10 в амортизаторах ниже установленных норм, то их необходимо дозаправить.
Зарядка (дозаправка) амортизаторов маслом АМГ-10 производится в такой последовательности.
Для зарядки амортизатора главной ноги шасси необходимо:
установить вертолет на подъемники так, чтобы колеса не касались земли;
через зарядный клапан стравить давление азота; вывернуть зарядный клапан, снять верхние болты крепления аморт — стойки и установить ее в вертикальное положение;
обжать амортизатор до выхода основного штока на длину 60 мм при полностью обжатом штоке демпфера;
проверить уровень масла в амортизаторе; он должен доходить до резьбы под зарядный клапан, что соответствует 760 см3 масла АМГ-10. При необходимости дозаправить амортизатор маслом АМГ-10;
установить амортстойку на место, ввернуть зарядный клапан и зарядить амортизатор азотом до давления 56 ±1 кГсм2
снять вертолет с подъемников и проверить стояночную усадку, выход штока должен быть равен 50 мм.
Для зарядки амортизатора передней ноги шасси необходимо:
установить вертолет на подъемники;
стравить давление азота через зарядный клапан и вывернуть его; обжать амортизатор до выхода штока на длину 12 мм (между буртиком штока и торцом гайки);
проверить уровень масла в амортизаторе; он должен доходить до резьбы под зарядный клапан, что соответствует 335 см3 масла АМГ-10. При необходимости дозаправить амортизатор маслом АМГ-10;
ввернуть зарядный клапан и при помощи специального приспособления зарядить амортизатор азотом до давления 65± 1 кГ/см2;
снять вертолет с подъемников и проверить стояночную усадку амортизатора. Выход штока должен быть равен 35 мм.
Для зарядки амортизатора хвостовой опоры необходимо:
стравить через зарядный клапан давление азота и вывернуть зарядный клапан;
при полностью выпущенном штоке в вертикальном положении залить масло АМГ-10 через отверстие зарядного клапана;
обжать шток до упора и слить (отсосать шприцем) 3 смг масла АМГ-10, что соответствует 35 смъ масла в амортизаторе;
ввернуть зарядный клапан и зарядить амортизатор азотом до давления 45 ± 1 кГ/см2.
Зарядка амортизаторов главных ног шасси должна быть одинаковой. Если амортстойки при стоянке на равной площадке имеют разную посадку, выпускать вертолет в полет не разрешается. Зарядку амортизаторов нужно производить с особой тщательностью, ибо даже незначительные ошибки в зарядке могут привести к аварии при посадке вертолета.